Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи От культа «Я» к культу предков (Трилогия М. Барреса «Культ “Я”»)
Автор(ы) Шервашидзе В.В.
Сведения об авторе(ах) Вера Вахтанговна Шервашидзе — доктор филологических наук, профессор, Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198 Москва, Россия. E-mail: literatura1@mail.ru
Дата поступления 15 июня 2016
Дата публикации 25 сентября 2016 г.
Номер журнала №1-2
Рубрика Мировая литература
Страницы Стр. 128-139
DOI DOI:10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-128-139
Индекс УДК УДК 821.133.1
Индекс ББК ББК 83.3(4Фр)

Аннотация

Трилогия М.Барреса «Культ “Я”» — первое произведение молодого писателя, сразу завоевавшее внимание читательской аудитории. 1890-е гг. проходят под знаком все возрастающего интереса к творчеству писателя, в котором современники увидели захватывающую историю. Воспроизводящую волшебным ритмом прозы не только драму европейского сознания, но и попытку ее преодоления. Однако после смерти писателя происходит спад читательского и исследовательского интереса к творчеству писателя. Причина — увлечение, особенно в годы войны, идеями национализма, буланжизма. Национализм, в котором упрекали писателя, был «репликой» его юношеских идей в «культуре» «Я». По утверждению Барреса, все основные темы его творчества были обозначены в первой трилогии «Культ “Я”». В позднем творчестве писатель, раскрывая типологическое сходство процессов, происходивших во внутреннем «Я» и в нации, выделял основную тему — деградации «Я» и де- градации нации. Изображая «болезнь века», писатель в поисках ее исцеления вводит культ предков в свои поздние произведения как средство нравственного спасения. Исследование филологических, культурологических и исторических особенностей творчества Барреса вводит в контекст современной отечественной науки новое имя крупнейшего писателя рубежа XIX–XX вв.
Ключевые слова культ «Я», драма европейского сознания, национализм, буланжизм, нация, «болезнь эпохи».

Список литературы

1 Божович В. И. Действие и взаимодействие искусств: Франция конца XIX — начала ХХ в. М.: Наука, 1987. 320 с. 2 Barrès M. Le jardin de Bérénice. Paris: Perrin, 1991. 216 p. 3 Barrès M. Mes Cahiers. En XII vol., vol V. Paris: Plon, 1936. 716 p. 4 Barrès M. Sous l’œil des Barbares. Paris: Plon, 1994. 283 p. 5 Barrès M. Un homme libre. Paris: Plon, 1990. 374 p. 6 Caillot E. Cinq moments de la sensibilité française contemporaine. Annecy: Gardet, 1958. 173 p. 7 Citti P. Contre la décadence. Paris: Presses Universitaires de France, 1987. 358 р. 8 Doménach J.-M. Barrès par lui-même. Paris: Le Seuil, 1954. 191 p. 9 Gillouin R. Barrès toujours présent. Paris, 1985. 206 p. 10 Kircher M.-A. Relire Barrès. Villeneuve-d’Ascq (Nord): Presses universitaires du Septentrion, 1998. 351 p. 11 Maurras Ch. La vision du moi de Maurice Barrès // La revue indépendante: poétique, littéraire, artistique. 1891, vol. 19, № 54–55, avril-juin. Available at: www. maurras.net (Accessed 07 April 2016). 12 Ponton R. Un auteur bourgeois: Maurice Barrès. Paris, 1975. 244 p. 13 Raimond M. La crise du roman. Des lendemains du naturalisme aux années vingt. Paris: Librairie José Corti, 1985. 226 р. 14 Stendhal. Souvenirs d’égotisme. Paris: Gallimard, Folio, 1983. 253 p. 15 Sternhell Z. Maurice Barrès et le nationalisme français. Paris: Armand Colin, 1972. 395 p. 16 Whitman J.-M. Barrès romancier. Paris: Honoré Champion, 2000. 219 p.
Полная электронная версия статьи Скачать

 

EN/RUS