Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи «Жизнеописание Пророка» Ибн Исхака — Ибн Хишама: между историографией и литературой
Автор(ы) Куделин А.Б.
Сведения об авторе(ах) Александр Борисович Куделин — академик РАН, доктор филологических наук, профессор, научный руководитель ИМЛИ РАН; Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: abkudelin@rambler.ru
Дата поступления 1 августа 2016
Дата публикации 25 сентября 2016 г.
Номер журнала №1-2
Рубрика Мировая литература
Страницы Стр. 91-107
DOI DOI:10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-91-107
Индекс УДК УДК 82.091
Индекс ББК ББК 83.3(0)

Аннотация

В статье рассматривается соотношение историографической и литературной составляющих выдающегося сочинения классической арабской литературы «Жизнеописание Пророка» (ас-Сира ан-набавиййа) Ибн Исхака (ум. в 150/767 г.) — Ибн Хишама (ум. в 218/833 или 213/828 г.). Анализ строится на сопоставлении текста «Жизнеописания» с двумя основными компонентами доисламского и раннеисламского исторического предания Аравии — рассказами о военных столкновениях племен, известными как аййам ал-‘араб («дни арабов»), и хабарами (букв. «известие», «весть», «сообщение»), содержащими информацию исторического, биографического или занимательного характера. Анализ показывает, что содержательные и функциональные особенности аййам ал-араб и хабаров отразились на характере повествования Сиры и определили место этого сочинения между литературой и историографией. Так, «Жизнеописание Пророка» характеризуется наличием различных форм отражения действительности — от историографического принципа сообщения о событии, в целом восходящего к хабарам, до литературных приемов изображения события в связном рассказе, генетически связанных по преимуществу с аййам ал-‘араб. Анализ сочинения Ибн Исхака — Ибн Хишама в соотнесении с аййам ал-‘араб и хабарами и ретроспективный взгляд на него, учитывающий важнейшие тенденции в позднейшей историографии, позволяет сделать определенные выводы. Труд Ибн Исхака и отстоящие от него не менее чем на век сочинения арабских историков единит несомненное внимание к аййам ал-‘араб и хабарам. И именно этим ветвям арабского доисламского и раннеисламского предания «Жизнеописание Пророка» Ибн Исхака — Ибн Хишама во многом обязано, в частности, своим местом между историографией и литературой, сочетанием двух разнонаправленных тенденций: склонности к документальной точности сообщений о событиях и стремлением к литературному изображению событий в связном повествовании.
Ключевые слова арабистика, доисламское и раннеисламское предание, Ибн Исхак, Ибн Хишам, ас-Сира ан-набавиййа, аййам ал-‘араб (дни арабов), хабары, медиевистика

Список литературы

1 Майдани, ал- А. Маджма‘ ал-амсал (Собрание пословиц). Т. 1–2. Бейрут, 1961. Т. 2: Глава 29. С. 518–537, 538–545. 2 Аравийская старина. Из древней арабской поэзии и прозы / отв. ред. Б.Я.Шидфар. М.: Наука, 1983. 142 с. 3 Бойко К.А. Сира // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 209. 4 Бойко К.А. Хабар // Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 259–260. 5 Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI–VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры. V–XV вв. М.: Наука, 1982. С. 75–155. 6 Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л.: АН СССР, 1960. Т. 1: Арабские источники VII–X вв. / пер. Л.Е.Куббеля, В.В.Матвеева. 399 с. 7 Ибн ан-Надим (ан-Надим). Китаб ал-фихрист (Каталог) / pед. Р.Таджаддуд. Те- геран: Тип. ал-Марви, 1971. 602 c. 8 Ибн Исхак — Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка. Великая битва при Бадре / предисл. А.Б.Куделина. Пер. с араб. и комм. А.Б.Куделина и Д.В.Фролова. Подготовка араб. текста и комм. М.С.Налич. М.: Ин-т Европы РАН, «Русский сувенир», 2009. С. 61–64. 9 Ибн Халликан. Вафаййат ал-а‘йан ва анба’ абна’ аз-заман (Кончины великих и сообщения о сынах времени) / pед. И. ‘Аббас. Т. 1–8. Бейрут: Дар ас-сакафа, 1968– 1972. Т. 5. С. 239. 10 История ат-Табари. Избранные отрывки / пер. с араб. В.И.Беляева с дополн. О.Г.Большакова и А.Б.Халидова. Ташкент: Фан, 1987. 440 с. 11 Йакут ал-Хамави. Му‘джам ал-удаба’ (Словарь литераторов). Т. 1–20. Каир, 1922. Репринт: Бейрут, [б.г.]. Т. 19. С. 287–292. 12 Кади, ал- М. Ал-Хабар фи ал-адаб ал-‘араби. Дираса фи ас-сардиййа ал-‘арабиййа (Хабар в арабской литературе. Исследование арабской нарративности). Тунис: Куллийат ал-адаб, Мануба; Бейрут: Дар ал-Гарб ал-ислами, 1998. 744 c. 13 Куделин А.Б. «Ас-Сира ан-набавиййа» Ибн Исхака — Ибн Хишама: к истории тек- ста и проблеме авторства // Письменные памятники Востока. 2009. № 2 (11). C. 90–100. 14 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. 376 с. 15 Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 492 с. 16 Полосин Вл. В. Предисловие // Хишам ибн Мухаммад ал-Калби. Книга об идолах / Китаб ал-аснам / пер. с арабск., предисл. и примеч. Вл. В. Полосина. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. С. 9–12. 17 Янин В.Л. Предисловие // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Эксмо, 1990. Кн. I, вып. 1–3. 1069 с. 18 Atallah W. al-KALBĪ // The Encyclopaedia of Islam (2nd edn — EI²). Leiden and London: E. J.Brill, 1960–2004. Vol. IV (1997). P. 494–496. 19 Borg G. Battle Days // Encyclopedia of Arabic Literature. Vol. 1–2. London & New York: Routledge, 1998. Vol. 1. P. 141–142. 20 Caskel W. ‘Aijȃm al-‘Arab, Studien zur altarabischen Epik’ // Islamica 3, Suppl. (1930). S. 1–99. 21 Conrad L. I. Ibn al-Kalbī // Encyclopedia of Arabic Literature. Vol. 1–2. London & New York: Routledge, 1998. Vol. 1. P. 340–341. 22 Dalen, B. van, Humphreys R.S., Marín Manuela, Lambton, Ann K.S., Woodhead Christine, Athar Ali, M., Hunwick J.O., Freeman-Grenville G.S.P., Proudfoot I., Blois, F.C. de. Ta’rīkh // The Encyclopaedia of Islam (2nd edn — EI²). Leiden and London: E. J.Brill, 1960–2004. Vol. X (2000). P. 273. 23 Das Leben Muhammed’s nach Muhammed Ibn Ishāk bearbeitet von Abd el-Malik Ibn Hischām. Herausgegeben von F.Wüstenfeld. Bd. I–II. Göttingen, 1858–1860. Bd. I. S. 432–475. 24 Khoury R.G. Les sources islamiques de la “Sîra” avant Ibn Hishâm (m. 213/834) et leur valeur historique // La vie du Prophète Mahomet. Colloque de Strasbourg (octobre 1980) P., 1983. P. 26–29. 25 Levi Della Vida G. Sīra // The Encyclopaedia of Islam (1st edn — EI¹). Leiden, E. J.Brill, 1913–1942. Vol. VII. P. 440–441. 26 Meyer E. Der historische Gehalt der Aiyȃm al-‘Arab. Wiesbaden, 1970. 132 p. 27 Mittwoch E. Ayyām al-‘Arab // The Encyclopaedia of Islam (2nd edn — EI²). Leiden and London: E. J. Brill, 1960–2004. Vol. I (1986). P. 793–794. 28 Mittwoch E. Proelia Arabum panagorum (Ajjâm al-‘Arab) quomodo litteris tradita sint (Diss.). Berlin: Berolinum Mayer, 1899. 159 p. 29 Schœler G. Écrire et transmettre dans les débuts de l’islam. P.: Presses universitaires de France, 2002. VII+171 p. 30 Sezgin U. Abū Miḥnaf: ein Beitrag zur Historiographie der Omayadenzeit. Leiden: E. J.Brill, 1971. 190 р. 31 The Cambridge History of Arabic Literature. Religion, learning and science in the ‘Abbasid period. Cambridge Univ. Press, 1990. 189 p. 32 Wensink A. J. Khabar // The Encyclopaedia of Islam (2nd edn — EI²). Leiden and London: E. J.Brill, 1960–2004. Vol. IV (1997). P. 895.
Полная электронная версия статьи Скачать

 

EN/RUS