Главная>>Архив>> Оглавление>>Назад

 

Название статьи Проблема памяти и забвения: М.М.Бахтин о механизмах сохранения / стирания следов традиции в истории культуры
Автор(ы) Попова И.Л.
Сведения об авторе(ах) Ирина Львовна Попова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М.Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 Москва, Россия. E-mail: irina.popova@mail.ru
Дата поступления 15 мая 2016
Дата публикации 25 сентября 2016 г.
Номер журнала №1-2
Рубрика Теория литературы
Страницы Стр. 73-90
DOI DOI:10.22455/ 2500-4247-2016-1-1-2-73-90
Индекс УДК УДК 82-0
Индекс ББК ББК 83

Аннотация

В статье исследуется проблема памяти и забвения, их значение для формирования литературных жанров, организации художественных образов, сохранения и передачи традиции. В конце 1930-х — первой половине 1940-х гг. в ходе работы над «Рабле» М.М.Бахтин создает кластер универсализующих понятий: ‘большая память’, ‘большое время’, ‘большой мир’, ‘большое тело’, ‘большой стиль’ и т. д., — означающих выход за пределы отдельного и индивидуального: индивидуальной жизни и смерти, своего времени, личного и регионального пространства, локальной истории, национальной литературы. Сегодня только одно из них — ‘большое время’ — усвоено и широко используется в актуальной науке. Между тем все перечисленные концепты взаимосвязаны, образуют единый терминологический кластер, появление которого было обусловлено новыми теоретическими задачами, которые формулировал в это время Бахтин. Проблема большой памяти и нарочитого забвения в истории культуры была поставлена М.М.Бахтиным в 1940-е гг. в материалах к пере- работке книги о Франсуа Рабле. Доминантным контекстом для ее исследования стала теория менипповой сатиры. Мениппея, осознанная как жанр в конце XVI–XVII вв. в результате «ретроактивности» критиков, ретроспективно, «задним числом», сформулировавших жанровые признаки и выстроивших ее историю от античности до XVII в., дала новый импульс теории М.М.Бахтина, сформировала новый взгляд на проблему жанровой идентичности и способы конституирования жанров. В рамках мениппейного сюжета складывалась теория ‘памяти жанра’; ‘имманентной памяти’ литературы, независимой от индивидуальной памяти автора; концепция бесконтактной передачи традиции и большой объективной памяти человечества’, преодолевающей языковые, национальные и культурные границы.
Ключевые слова память, забвение, мениппея, поэтика, теория жанра, большая объективная память человечества, М.М.Бахтин.

Список литературы

1 Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянских культур, 2004. 368 с. 2 Бахтин М. М. Из предыстории романного слова // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 408–446. 3 Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 72–233. 4 Бахтин М.М. Собр. соч.: в 6 т. М.: Русские словари; Языки славянских культур, 1996–2012. 5 Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 447–483. 6 Веселовский А.Н. История или теория романа? // Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л.: ГИХЛ, 1939. С. 3–22. 7 Г. Гуэция Историческое разсуждение о начале романов, с прибавлением Беллегардова Разговора о том, какую можно получить пользу от чтения романов. Переведено с французского языка ИваномКрюковым. М.: Унив. тип., 1783. 120 с. 8 Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. I. С. 200–202. 9 Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М.: Наука, 1982. С. 137–203. 10 Попова И.Л. Книга М.М.Бахтина о Франсуа Рабле и ее значение для теории литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 464 с. 11 Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М.: Едиториал УРСС, 2010. 192 с. 12 Эмерсон К. Столетний Бахтин в англоязычном мире глазами переводчика // Вопросы литературы. 1996. Май–июнь. С. 68–81. 13 Casaubonus Isaacus. De satyrica Graecorum poesi et Romanorum satyra. Paris: Drouart, 1605. 16, 356, 4, 38, 2 pp. 14 Huet Pierre Daniel. Traité de l origine des Romans / Faximiledrucke nach der Erstausgabe von 1670 und der happelschen Űbersetzung von 1682 / Mit Nachwort von Hans Hinterhäuser. Stuttgart: Metzler, 1966. 170, 32 S. 15 Kirk Eugene P. Menippean satire: An Annotated Catalogue of Texts and Criticism. Garland Publishing, Inc. N.Y.&L. 1980. XXXVII, 313 pp. 16 Lettre de Monsieur Huet à Monsieur de Segrais. De l’origine des romans. Seconde édition. Paris: S. Mabre-Cramoisy, 1678. 177 p. 17 Petronius // Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung / Begonnen von G.Wissowa / Hgg. von W.Kroll. Hbd. 37. Stuttgart: J.B.Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1937. 18 Wolf M.L. Geschichte der Romantheorie mit besonderer Rücksichtigung der deutschen Verhältnisse. Erster Teil: Von den Anfängen bis zur Mitte des 18. Jahrhunderts. Nürnberg: C. Koch. 1915. XV, 96 S. 19 Zayde Histoire Espagnole, par Monsieur de Segrais. Avec un traitté de l Origine des Romans, par Monsieur Huet. Paris: Claud Barbin, 1670. 99, 1, 441, 1 pp.
Полная электронная версия статьи Скачать

 

EN/RUS