Скачать PDF: http://studlit.ru/images/2019-4-2/Chekalov.pdf
Для цитирования:

Чекалов К.А. Полар после революционных событий 1968 г. О новом исследовании детективного романа (Марцела Поучова. Под булыжниками — нуар! Черный роман в постреволюционной Франции. Брно: Ун-т имени Т. Масарика, 2017) // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 2. С. 356–364.

DOI: 10.22455/2500-4247-2019-4-2-356-364

Автор: Чекалов К.А.
Сведения об авторе:

Кирилл Александрович Чекалов — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0002-9050-0636

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Дата поступления: 20 января 2019 г.
Дата публикации: 25 июня 2019 г.
Номер журнала: 2019 Том 4, №2
Рубрика: Рецензии
Страницы: 356-364
DOI:

https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-2-356-364

Индекс УДК: 821.133.1
Индекс ББК: 83.3(4Фра)
Ключевые слова: полар, неополар, детективный роман, черный роман, паралитература, Париж, пригороды, клише, персонаж.

Аннотация

В новой книге чешской исследовательницы Марцелы Поучовой рассматривается эволюция французского детективного романа после революционных событий 1968 г. Основной упор в книге сделан на отражении в творчестве мастеров этого жанра социально-политических реалий своего времени. Анализируя произведения таких писателей, как Ж.-П. Маншетт (который являлся также теоретиком жанра и первым предложил термин «неополар»), Ж. Амила, Д. Дененкс, Ж.-Кл. Иццо, Ж.-Б. Пуи, П. Рейналь (в общей сложности порядка шестидесяти романов), М. Поучова рассматривает эту обширную продукцию с учетом традиций массовой литературы и кратко характеризует литературные источники полара. М. Поучова основывается главным образом на социологическом подходе к словесности (она апеллирует к методологии П. Бурдье и Франкфуртской школы), что не мешает ей анализировать повествовательные особенности рассматриваемых текстов, включая и паралитературные клише. Можно сожалеть, что автор книги уделил недостаточно внимания экранизациям детективных романов (в некоторых случаях они снискали бóльшую известность, чем соответствующие тексты), а также использованию в них арготизмов.

References

1 Bleton P. Meurtre ne rime à rien. La ville dans le roman policier français des années 1958–1981) // “Fixxion” (Revue critique de fixxion française contemporaine), 2015, № 10. P. 13–23. In French). Available at: http://www.revue-critique-de-fixxion-fran- caise-contemporaine.org/rcffc/article/view/fx10.03/931 (Accessed 10 December 2018).

2 Doležalova, Pavla. Nová Astrea. Překlad s výkladem nejen o Seladonovi a nových Arká- diích. Brno, Kultura, 2017. 237 s. (In Czech)

3 Kunešová, Mariana. L´absurde dans le théâtre Dada et présurréaliste français. Brno, Filozofická fakulta MU, 2016. 300 p. (In French).

4 Soldini, Fabienne. La lecture de romans policiers : une activité cognitive // Langage et société, 1996, N 76, p. 75–103. (In French). Available at: https://www.persee.fr/doc/ lsoc_0181-4095_1996_num_76_1_2740 (Accessed 10 December 2018).

5 Šrámek, Jiří. Panorama de la littérature française. Des origines à nos jours. Brno, Host, 2012. Vol. 1. 715 p. Vol. 2. 799 p. (In French)

6 Voždová, Marie. Francouzský vaudeville. Geneze a proměny žánru. Olomouc, Univerzi- ta Palackého v Olomouci, 2009. 304 s. (In Czech)