Аннотация
Тема детства, к которой обращаются психология, философия и искусство ХХ в., интенсивно развивается в австрийской культуре. Детство исследуется как исток личности, ее «шифр», требующий интерпретации. Психоанализ Фрейда и Ранка, проза Рильке, Музиля, Кафки, Бернхарда, Бахман, Хандке — таковы значимые вехи в становлении австрийского модернистского текста детства. Актуальным и перспективным видится исследование концептуализаций детства в австрийской прозе ХХ в. как части модернистского проекта автономной личности, генерирующей автономное искусство. Райнер Мария Рильке придает лирико-исповедальный тон теме, разрабатывая неоромантическую линию детства как истока артистической личности. Ребенок концептуализируется им как Другой взрослого, утрату которого призвано восполнить искусство. Опыт самоисследования предпринимается Рильке в романе о вымышленном датском поэте Мальте Лауридсе Бригге («Записки Мальте Лауридса Бригге» / “Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge”, 1910). Реконструируются сначала личное прошлое героя, его собственное «одинокое» детство, затем — прошлое всеобщей Истории и евангельской притчи, откуда рассказчик черпает своего рода exemplae для аргументации идеи противопоставления «маски» и себя-самого. Фрагментарность и расколотость взрослого «я» отчасти преодолевается героем с помощью возврата к детству, где уже пережиты самоутрата и самообретение. Таким образом, для модернистского персонажа-художника эстетический проект неразрывно связан с «сизифовым» трудом (А. Камю) письма, утратой трансцендентных оснований поэтической «работы» и тотальным опытом отчаяния, которое, согласно Кьеркегору, побуждает к рефлексии.
Список литературы
1 Рильке Р.М. Записки Мальте Лауридса Бригге / пер с нем. Е. Суриц. СПб.: Азбука, 2000. 220 с.
2 Рильке Р.М. Флорентийский дневник / пер. с нем. В. Бакусева. М.: Текст, 2011. 222 с.
3 Ханмурзаев К.Г. Романтическая традиция в романе Р.М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы Пятых Андреевских чтений / под ред. Н.Н. Андреевой, Н.А. Литвиненко, Н.Т. Пахсарьян. М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2007. С. 133–139.
4 Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Ста- тьи — Воспоминания — эссе (1914–1933). М.: Сов. писатель, 1990. С. 58–73.
5 Bär G. Das Motiv des Doppelgängers als Spaltungsphantasie in der Literatur und im deutschen Stummfilm. Amsterdam, New York: Rodopi, 2005. 732 S.
6 Berghahn C.-F. Das Wagnis der Autonomie. Studien zu Karl Philipp Moritz, Wilhelm von Humboldt, Heinrich Gentz, Friedrich Gilly und Ludwig Tick. Heidelberg, 2012. 565 S.
7 Fetz R.L., Hagenbüchle R. u a. (Hrsg.). Geschichte und Vorgeschichte der modernen Subjektivität. Berlin, New York: De Gruyter, 1998. Bd. 2. 456 S.
8 Hildenbrock A. Das andere Ich: künstlicher Mensch und Doppelgänger in der deutsch– und englischsprachigen Literatur. Tübingen: Stauffenburg, 1996. 285 S.
9 Huyssen A. Paris / Childhood: The Fragmented Body in Rilke’s Notebooks of Malte Laurids Brigge // Huyssen A., Bathrick D. (Hrsg.). Modernity and the Text. Revision of German Modernism. New York: Columbia University Press, 1989. P. 113–141.
10 Höhler G. Niemandes Sohn. Zur Poetologie Rainer Maria Rilkes. München: Fink, 1979. 422 S.
11 Kellner R. Der Tagebuchroman als literarische Gattung: Thematologische, poetologische und narratologische Aspekte. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. 328 S.
12 Novalis. Das philosophische Werk II. Novalis. Schriften. Die Werke Friedrich von Hardenbergs, hrsg. von P. Kluckhohn und R. Samuel. Stuttgart: Kohlhammer, 1968. Bd. 3. 1077 S.
13 Rilke R.M. Briefe an einen jungen Dichter // Rilke R.M. Gesammelte Schriften zu Kunst und Literatur (Vollständige Ausgabe): (German Edition). e-artnow. Kindle Edition.
14 Rilke R.M. Das Florenzer Tagebuch. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1982. 122 S.
15 Rilke R.M. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. München: Deutscher Taschenbuch, 1965. 174 S.
16 Rilke R.M. Neue Gedichte. Leipzig: Insel, 1907. 1. Afl. 104 S. 17 Rilke R.M. Tagebücher aus der Frühzeit. Frankfurt am Main: Insel, 1973. 369 S.
18 Schlinkert N.W. Das sich selbst erhellende Bewußtsein als poetisches Ich. Von Adam Bernd zu Karl Philipp Moritz, von Jean Paul zu Sören Kierkegaard. Eine hermeneutisch-phänomenologische Untersuchung. Wehrhahn, 2011. 348 S. Studia Litterarum /2017 том 2, № 4 144
19 Zima P. Der europäische Künstlerroman. Von der romantischen Utopie zur postmodernen Parodie. Tübingen, Basel: A. Francke, 2008. 517 S.