Название статьи | О ВИЗУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ОДНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО МОТИВА. ГРОБНИЦА В ХРАМЕ |
Автор(ы) | Л.В. Фадеева |
Сведения об авторе(ах) |
Людмила Витальевна Фадеева — кандидат филологических юдмила Витальевна Фадеева — кандидат филологических наук, заведующий сектором фольклора и народного искусства, Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ |
Дата поступления | 21 февраля 2017 г. |
Дата публикации | 25 июня 2017 г. |
Номер журнала | 2017 Том 2, №2 |
Рубрика | Фольклор |
Страницы | 264-289 |
DOI | 10.22455/2500-4247-2017-2-2-264-289 |
Индекс УДК | 801.73+ 7.046.3 |
Индекс ББК | 82.3(2Рос=Рус) |
Аннотация |
В статье исследуется вопрос о влиянии христианской иконографии на образ- В статье исследуется вопрос о влиянии христианской иконографии на образный мир русских, а также украинских и белорусских духовных стихов. Изображения, несущие страстнýю символику в пространстве христианского храма как в западной, так и в восточной традиции, рассматриваются как возможный источник образного и сюжетного содержания духовного стиха «Хождение Богородицы» («О трех гробницах»). Особое внимание уделено образу Гроба Господня и его конкретно-изобразительным истокам. В статье представлены эпизоды из истории становления соответствующих иконографических композиций в интерьере средневековых католических, а позднее, во второй половине XVII — начале XVIII столетия, и православных соборов и церквей. Представление о гробнице в храме, получившее наглядное подтверждение в богослужебной практике, отразилось в духовных стихах не только в связи с символикой смерти. В стихе «Хождение Богородицы» изображение трех гробниц, но прежде всего гробницы самой Девы Марии, включает целый ряд дополнений, которые, в духе западноевропейской поэтической традиции, дезавуируют мысль о конечности земного бытия и утверждают мысль о жизни вечной. Цветы и птицы над гробницей Богородицы — это эмблематическое изображение, своего рода словесная икона, знаменующая финальный эпизод стиха, на который приходится его смысловая кульминация. Эмблема эта отсылает к другим принятым в христианской традиции изображениям, догматическое содержание которых передается через внутренне противоречивые элементы. К ним, в частности, относится традиционный для христианской культуры образ процветшего креста. |
Ключевые слова | страстны`е сюжеты и образы в христианском искусстве и фольклоре, страстны`е сюжеты и образы в христианском искусстве и фольклоре, литургический символ, икона, духовный стих |
Список литературы |
1 Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освеще- 1 Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М.: Индрик, 2010. 824 с. 2 Амроян И.Ф. Повтор в структуре фольклорного текста (на материале русских, болгарских и чешских сказочных и заговорных текстов). М.: Гос. респуб. центр рус. фольклора, 2005. 296 с.
|
Полная электронная версия | Скачать |